ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАВОД ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ им. С. М. КИРОВА МИНИСТЕРСТВА ТЯЖЕЛОГО, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО И ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР

 

История рождения предприятия связана с важнейшим событием в жизни России. В 1852 году началось строительство крупнейшей, по тому времени, железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Варшава. Для ремонта подвижного состава в 1868 году были открыты Главные мастерские Управления Северо-Западных железных дорог (Петербург - Варшавской железной дороги) Министерства путей сообщения. На них было выпущено шесть пассажирских и товарных локомотивов. Но в дальнейшем производство паровозов прекратилось, предпочтение получили ремонтные работы подвижного состава.

В России начала XX века существовало единственное предприятие по производству крановой техники – московский завод «Подъёмник». Только после Гражданской войны началось активное развитие краностроения.

 

1930 год. Петербургские ремонтные мастерские при Варшавской железной дороге реорганизованы в Ленинградский государственный завод подъемно-транспортных сооружений и перепрофилированы под производство различной крановой техники.

1931 год. Заводу присваивается новое название «Завод подъёмно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова». Завод переходит в ведение Всесоюзного объединения трестов подъемно-транспортных сооружений ВСНХ СССР.

1932 год. Завод переходит в подчинение Наркомата тяжелой промышленности.

1933 год. Освоен выпуск кранов грузоподъёмностью до 40 тонн, с использованием сварных технологий.

1936 год. Изготовлен мостовой электрический кран грузоподъемностью 100/20 тонн. В Мариупольский порт отправлен перегружатель с пролётом 80 метров.

1937 год. Освоен выпуск портального крана грузоподъемностью 3 тонны собственной конструкции. Завод переходит в подчинение Наркомату тяжелого машиностроения.

1938 год. Завод изготовил первые 112 редукторов, выпустил 35 торфоуборочных машин, 18 башенных кранов.

1941 год. С началом Великой отечественной войны оборудование эвакуировалось. Завод приступил к ремонту танков и выпуску различных видов вооружения.

1945 год. На заводе установлено около 270 разнообразных станков и машин. Возобновило работу конструкторское бюро.

1946 год. Завод переименован в Ленинградский государственный завод подъемно-транспортного оборудования им. С. М. Кирова.

1949 год. Выполняются заказы для строительства Ленинградского метрополитена.

1956 год. Возобновлён выпуск портальных кранов грузоподъемностью от 3 до 30 тонн. В 50-е годы завод был тесно связан с семью научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями. Профессора и кандидаты наук Политехнического института активно участвовали в разработке и проектировании новых конструкций подъёмно-транспортного оборудования, разрабатывались новые типы кранов – мостовые, металлургические, портальные.

1957 год. Начало поставок оборудования на экспорт. Завод переходит под ведомство Управления тяжелого машиностроения Ленсовнархоза.

1958 год. Изготовлены механизмы уникальных двухконсольных кранов для Братской ГЭС.

1960 год. Спроектирован и изготовлен шахтный кран грузоподъемностью 60 тонн с высотой подъёма 500 метров.

1965 год. Изготовлено верхнее строение для 250-тонного крана для установки нефтяных вышек в Каспийском море. Изготовлен кабель-кран пролётом 1100 метров для строительства Красноярской ГЭС. Высота его опор более 100 метров.

1966 год. Сконструирован и изготовлен портальный кран грузоподъемностью 80 тонн. Завод переходит в подчинение Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР.

1967 год. Создан новый тип грейферно-контейнерного перегружателя грузоподъемностью 16 тонн.

1968 год. За большие заслуги в разработке и производстве подъёмно-транспортного оборудования Завод ПТО им. С. М. Кирова награждён орденом Трудового Красного Знамени.

1973 год. Конструкторы завода начали проектирование уникального кольцевого крана для обслуживания строящейся на Криворожском меткомбинате крупнейшей в мире доменной печи объёмом 5000 кубометров.

1974 год. Из всех изготовленных кранов, 27 выпущено со Знаком качества (22 % от общего выпуска крановой продукции).

1979 год. Изготовлены две уникальные лебёдки для Саяно-Шушенской ГЭС.

1980 год. Выпущен 10000-й кран. Для Ленинградского порта изготовлен первый отечественный перегружатель, завершено проектирование грейферно-бункерного перегружателя производительностью 800 т/час.

1982 год. Изготовлено 84 портальных крана различной модификации, 56 специальных мостовых, 3 металлургических и 3 полукозловых крана. Изготовлено для Нигерии 8 уникальных кранов с вращающейся тележкой и лапами на траверсе. Приказом Министерства тяжелого и транспортного машиностроения от 14 апреля 1982 года на его базе создано производственное объединение «Ленподъемтрансмаш». По приказу Министерства тяжелого и транспортного машиностроения от 24 ноября 1982 г. в состав ПО "Ленподъемтрансмаш" им. С. М. Кирова вошло Ленинградское ПО "Эскалатор" им. И. Е. Котлякова.

1993 год. 12 октября 1993 года зарегистрировано АООТ (затем ОАО) Подъемно-траспортного машиностроения («Подъемтрансмаш»).

 

За семь десятилетий изготовлено более 15000 единиц крановой продукции, создана собственная конструкторско-технологическая и производственная база. Продукция Ленинградского Завода ПТО им. С. М. Кирова работает на всех континентах, кроме Австралии и Антарктики. Оборудование ПТО им. С. М. Кирова установлено на стартовых космических комплексах России и Казахстана. При помощи машин ПТО им. С. М. Кирова построены Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская, Асуанская гидроэлектростанции; Волго-Балтийский канал, Цимлянское водохранилище, Саркофаг Чернобыльской АЭС, сооружения защиты от наводнений (дамба) Санкт-Петербурга.

 

Использованы материалы Центрального Государственного Архива Санкт-Петербурга. Путеводитель. Том 1. 2002. Стр. 309 - 310

 

 


© ВЛАДИМИР КИРСАНОВ